Консалтинговая Компания "Деловой Квартал"

Звоните сейчас
(423) 242 94 19
(423) 243 17 82
(423) 243 17 76

Согласно пункта «В» п.1 раздела II Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (ред. от 29.11.2014) «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, с 2012 года применяется особый порядок оформления: указываются полное или сокращенное наименование продавца. Следовательно, такие посредники, как агенты и комиссионеры, при выставлении счетов-фактур принципалу (комитенту) на возмещаемые расходы обязаны указать наименование и реквизиты непосредственного продавца товаров (работ, услуг), законодательство запрещает им указывать свои реквизиты.

Однако, Экспедитор, организующий перевозку груза по договору транспортной экспедиции, условиями которого предусмотрены действия Экспедитора в интересах и за счет Клиента, а Клиент обязуется возмещать все расходы Экспедитора и оплачивать последнему вознаграждение,  не обязан  применять особый порядок оформления счетов-фактур, касающийся агентов и комиссионеров.

Основанием для такого вывода служит следующее:

Транспортная экспедиция является самостоятельным видом договора, по своей природе относится к «смешанным видам договоров», но, в отличие от «посреднических» договоров, несет за собой конечный результат — оказание услуг по организации перевозки грузов.

Вместе с тем, законодатель признает самостоятельными, отличными от иных видов сделок гражданско-правовые обязательства: посреднические договоры — поручение (Глава 49 ГК РФ), комиссия (Глава 51 ГК РФ), агентирование (Глава 52 ГК РФ). Разделяя договоры по предметам, по различным главам Гражданского кодекса РФ, законодатель исключает автоматическое применение норм одних договоров к регулированию отношений, возникших в рамках исполнения иных договоров.

Глава 41 Гражданского Кодекса России (Транспортная экспедиция), ФЗ № 87-ФЗ не содержит такие нормы, которые допускали бы применение к обязательствам по транспортному экспедированию правил о договоре комиссии, поручения или агентском договоре.

Дополнительно необходимо отметить, что различаются и итоги исполнения сторонами обязательств по рассматриваемым договорам. Договор комиссии, поручения или агентский договор не имеют специальной цели, а направлены на обеспечение тех или иных интересов представляемого лица и совершении юридических (поручение, комиссия) или фактических (агентирование) действий в рамках поручения.

В отличие от этого, все услуги, оказываемые в рамках экспедирования, преследуют одну цель — обеспечить перевозку (доставку) конкретного груза. Транспортно-экспедиционное обслуживание клиента со стороны экспедитора не ограничивается лишь обязанностью заключить договор перевозки от имени клиента и на основании его доверенности (Поручение), так как при этом экспедитор должен будет, например, организовать подачу транспортных средств, сопровождение груза до места нахождения перевозчика, сдать указанный груз. В этом случае экспедитор будет действовать в качестве должника по обязательствам, вытекающим из экспедирования, как вида гражданско-правовых отношений, а не как представитель клиента. А действия экспедитора по заключению того или иного договора, касающегося груза, являются лишь отдельным элементом в достижении предмета договора экспедиции — обеспечении перевозки груза в целом, либо на одной какой-то стадии перевозочного процесса. Это так же свидетельствует о том, что договор транспортной экспедиции не является посреднической сделкой.

Согласно п. 1 ст. 11 Налогового Кодекса России «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».

Анализ текста «Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость») не содержит терминов и понятий, прямо указывающих на транспортное экспедирование.

Более того, в названных «Правилах…» речь идет исключительно (если судить по применяемым в указанном Постановлении документе понятиям и терминам) о сторонах договоров агентирования и комиссии, то есть посреднических сделках.

Учитывая, что Налоговый кодекс России не содержит прямого указания на то, что транспортное экспедирование является посреднической сделкой, приравниваемой к отношениям комиссии, агентирования или поручения, и исходя из вышеизложенного, считаем, что особый порядок оформления счетов-фактур, касающийся агентов и комиссионеров, к отношениям, проистекающим из договора транспортного экспедирования, применению не подлежит.

Обращаем внимание, что редакция от 30.07.2014 к Постановлению №1137 не внесла никаких изменений в абз.3 пп.в) п.1 раздела II, т.е. как раньше с 2012года данный порядок выставления счетов-фактур обязателен к применению комиссионерами и агентами. Экспедиторы имеют право также выставлять счета-фактуры от лица поставщиков услуг, но не обязаны.

См. также Письмо ФНС РФ, утвержденное в Минфине от 18 февраля 2013 г. N ЕД-4-3/2650@ (обязательно к применению налоговыми органами), где четко указано, что экспедиторы могут применять указанные правила (но не обязаны).

 

Автор статьи:

НА 600х400

Байкалова Наталья Александровна

Директор, налоговый консультант

ООО Консалтинговая Компания «Деловой Квартал»

 

0 Комментарии

Опубликовать комментарий